вторник, 6 сентября 2011 г.
Белый аист
воскресенье, 17 апреля 2011 г.
Вербное воскресение

Вербное воскресение. Этот праздник имеет и второе церковное название - Вход Господень в Иерусалим. Считается одним из важнейших праздников христианства и относится к числу двунадесятых праздников.
Вербное воскресение - это канун так называемой страстной недели, которая непосредственно примыкает к празднику Пасхи. Поэтому, как и главнейший христианский празник, не имеет твердой календарной даты.
Материалом для евангельских рассаказов о входе Иисуса Христа в Иерусалим послужили повествования Ветхого Завата об ожидаемом пришествии на землю "мессии" для спасения еврейского народа от иноземного ига. Причем по представлениям древних иудеев первых христан мессия - спаситель дважды должен являться в мир: в первый раз - мирным мессией (поэтому и прибывает в Иерусалим на мирном животном осле), во второй - появится в облаках в виде грозного воителя для сражения с сатаной и его полчищами, победив которых будет вершить свой суд ("страшный суд") над грешниками и установит свое вечное царство блаженства для праведников.
Праздник "Входа Господня в Иерусалим", рассматриваемой церквью как торжественное явление долгожданной мессии, как апофеоз всей христианской истории и одновременно напоминание о крестном пути И исуса Христа "на добровольные страдания и смерть ради нашего спасения", появляется не позднее IV века. На Русь праздник приходит вместе с христианством. Вербным воскресением он называется потому, что в церковных обрядах этого праздника верба играет видную роль.
По церковной версии, когда Иисус Христос въезжал в Иерусалим, ликующий народ устилал его путь одеждами и срезанными с деревьев пальмовыми ветками, которые считались символом жизни, радости, спасения. На Руси пальмы не растут и для символического христианского обряда в русском православии была выбрана верба. В наших краях она раньше других деревьев покрывалась зеленью. Поэтому еще задолго до принятия христианства в народе верба считалась священным деревом, а ее веткам, "барашкам" приписывалась магическая сила, способная охранять людей от любых напастей и излечивать от болезней, оплодотворять землю, повышать урожайность, ограждать скот от падежа.
Внешними особенностями праздника "Входа Господня в Иерусалим" является освещение верб и раздача их молящимся. Это должно было напоминать верующим об обстоятельствах прибытия Иисуса Христа в Иерусалим и вместе с тем служить символом пробуждения человека после смерти подобно пробуждающейся природе, после долгого зимнего сна. Уже в допетровской Руси празднование начиналось на Кремлевской площади пышным шествием, затем начинался общий трезвон по всей Москве. Примечательно, что торжественный крестный ход заканчивался раздачей верб.Евангельское повествование о всеобщем признании Иисуса Христа Мессией в последнее воскресенье перед Пасхой в русском народном сознании переплелось с древними языческими представлениями о символе пробуждающейся весны – вербе. В православной традиции верба отождествлялась с пальмовыми ветвями, которыми приветствовал Иисуса Христа народ Иерусалима, и считалась символом Его победы. В субботу перед Вербным воскресеньем ветви вербы приносили в церковь, там они освящались церковнослужителями.
Осмысление вербы как символа победы Иисуса было особенно зрелищно в торжественных средневековых шествиях, имитировавших Вход Господень в Иерусалим. Их подробное описание оставили для нас иностранные дипломаты, ученые, купцы, посещавшие Московию в XVI – XVII вв.
Немецкий ученый и дипломат Адам Олеарий дал описание этого празднества, проходившего в конце 30-х гг. XVII в. Главными действующими лицами были царь и Патриарх в окружении священников в белых ризах, с крестами и хоругвями, дьяков, бояр, а зрителями – все жители.
Вербное воскресенье Москвы и окрестных деревень. После обедни В Успенском соборе из Спасских ворот Кремля по направлению к Покровскому собору Василия Блаженного шла торжественная процессия: впереди на широкой телеге везли высокое дерево, «на котором было нацеплено много яблоков, фиг и изюму»; на дереве сидели четыре мальчика в белых сорочках, певшие «Осанна!», затем шли священники, епископы, бояре. За ними ехал верхом на лошади Патриарх. По словам А. Олеария, «лошадь была покрыта сукном, ей были приделаны длинные уши для сходства С ОСЛОМ» (Олеарий 1906, 184).
Царь в парадной одежде в окружении знатнейших бояр вел лошадь Патриарха под уздцы. Патриарх благословлял народ, а пятьдесят мальчиков, одетых в красные одежды, снимали их с себя и расстилали по пути следования процессии. Все участники шествия размахивали бутафорскими пальмовыми ветвями и вербой; собравшиеся на площади зрители кричали «Осанна!» и бросали вербу под ноги идущим. Перед входом в собор Патриарх вручал царю вербу как знак победы и власти.
Свидетели утверждали, что такие шествия проводились не только в Москве, но и в других местностях России, только на лошади сидел епископ, а под уздцы ее вел местный воевода «Шествие на ослята», как называли все это действо русские люди, к концу XVII в. изжило себя, но Дворцовая контора заготавливала вербы к Вербному воскресенью вплоть до середины XVIII в. В народном сознании верба олицетворяла здоровье, жизненную силу, плодородие и плодоношение. Существует легенда о том, что верба когда-то была женщиной, у которой было много красивых, сильных, здоровых детей. Но, как всякая женщина, она любила похвалиться своим потомством, и однажды она неосторожно сказала, что ее плодовитость выше, чем плодовитость Матери-Земли. Рассерженная Мать-Земля превратила ее в вербу с огромным количеством детей – пушистых почек, распускающихся ранней весной, когда другие деревья еще находятся в зимней спячке.
Русские старались передать животворящую силу вербы людям, полям и животным. Так, в некоторых губерниях в Вербное воскресенье пекли из ржаного теста шарики с почками вербы внутри. Шарики скармливали овцам, чтобы они были плодовиты, ягнятам, чтобы они набирались силы. Шариками из теста угощали друг друга, чтобы быть здоровыми. Женщины, желавшие иметь детей, должны были проглотить несколько почек вербы, освященной в церкви.
вторник, 12 апреля 2011 г.


По размеру Марс почти вдвое меньше Земли — его экваториальный радиус равен 3396,9 км (53,2 % земного). Площадь поверхности Марса примерно равна площади суши на Земле[12].Полярный радиус Марса примерно на 20 км меньше экваториального, хотя период вращения у планеты больший, чем у Земли,что даёт повод предположить изменение скорости вращения Марса со временем[13]. Масса планеты — 6,418×1023 кг (11 % массы Земли). Ускорение свободного падения на экваторе равно 3,711 м/с² (0,378 земного); первая космическая скорость составляет 3,6 км/с и вторая — 5,027 км/с. Марс вращается вокруг своей оси, наклонённой к перпендикуляру плоскости орбиты под углом 24°56′. Период вращения планеты — 24 часа 37 минут 22,7 секунд. Таким образом, марсианский год состоит из 668,6 марсианских солнечных суток (называемых солами). Наклон оси вращения Марса обеспечивает смену времён года. При этом вытянутость орбиты приводит к большим различиям в их продолжительности. Так, северная весна и лето, вместе взятые, длятся 371 сол, то есть заметно больше половины марсианского года. В то же время, они приходятся на участок орбиты Марса, удалённый от Солнца. Поэтому на Марсе северное лето долгое и прохладное, а южное — короткое и жаркое.Две трети поверхности Марса занимают светлые области, получившие название материков, около трети — тёмные участки, называемые морями. Моря сосредоточены, в основном, в южном полушарии планеты, между 10 и 40° широты. В северном полушарии есть только два крупных моря — Ацидалийское и Большой Сырт.Хараrтер тёмных участков до сих пор остаётся предметом споров. Они сохраняются, несмотря на то, что на Марсе бушуют пылевые бури. В своё время, это служило доводом в пользу предположения, что тёмные участки покрыты растительностью. Сейчас полагают, что это просто участки, с которых, в силу их рельефа, легко выдувается пыль. Крупномасштабные снимки показывают, что на самом деле, тёмные участки состоят из групп тёмных полос и пятен, связанных с кратерами, холмами и другими препятствиями на пути ветров. Сезонные и долговременные изменения их размера и формы связаны, по-видимому, с изменением соотношения участков поверхности, покрытых светлым и тёмным веществом.Полушария Марса довольно сильно различаются по характеру поверхности. В южном полушарии поверхность находится на 1—2 км над средним уровнем и густо усеяна кратерами. Эта часть Марса напоминает лунные материки. На севере большая часть поверхности находится ниже среднего уровня, здесь мало кратеров, и основную часть занимают относительно гладкие равнины, вероятно, образовавшиеся в результате затопления лавой и эрозии. Такое различие полушарий остаётся предметом дискуссий. Граница между полушариями следует примерно по большому кругу, наклонённому на 30° к экватору. Граница широкая и неправильная и образует склон в направлении на север. Вдоль неё встречаются самые эродированные участки марсианской поверхности.Элементный состав поверхностного слоя марсианской почвы по данным посадочных аппаратов неодинаков в разных местах. Основная составляющая почвы — кремнезём (20-25 %), содержащий примесь гидратов оксидов железа (до 15 %), придающих почве красноватый цвет. Имеются значительные примеси соединений серы, кальция, алюминия, магния, натрия (единицы процентов для каждого).Согласно данным зонда НАСА «Феникс» (посадка на Марс 25 мая 2008 года), соотношение pH и некоторые другие параметры марсианских почв близки к земным, и на них теоретически можно было бы выращивать растения. «Фактически, мы обнаружили, что почва на Марсе отвечает требованиям, а также содержит необходимые элементы для возникновения и поддержания жизни как в прошлом, так и в настоящем и будущем». «Мы были приятно удивлены полученными данными. Такой тип грунта широко представлен и у нас на Земле — любой сельский житель ежедневно имеет с ним дело на огороде. В нём отмечено высокое (значительно большее, чем предполагалось) содержание щелочей, обнаружены кристаллы льда. Такой грунт вполне пригоден для выращивания различных растений, например спаржи. Здесь нет ничего, что делало бы жизнь невозможной. Даже наоборот: с каждым новым исследованием мы находим дополнительные подтверждения в пользу возможности её существования», сообщил ведущий исследователь-химик проекта Сэм Кунейвс.В месте посадки аппарата в грунте имеется также значительное количество водяного льда.Выдвинуто две альтернативных гипотезы, объясняющих асимметрию полушарий. Согласно одной из них, на раннем геологическом этапе литосферные плиты «съехались» (возможно, случайно) в одно полушарие, подобно континенту Пангея на Земле, а затем «застыли» в этом положении. Другая гипотеза предполагает столкновение Марса с космическим телом размером с Плутон.
воскресенье, 10 апреля 2011 г.


Стебли — одиночные или пучками, простые или ветвистые. Листья — плоские, мечевидные, собранные большей частью у основания стебля. Корневая система расположена в верхнем пахотном слое. Цветки — одиночные или в соцветиях, у отдельных видов слегка душистые. Цветки ирисов очень своеобразны: у них нет чашелистиков и лепестков. Форма цветка близка к строению орхидеи. Околоцветник — трубчатый, с шестираздельным отгибом. Основания лепестков срастаются в трубку, внутри которой находится нектар. В средней полосе России ирисы цветут с конца мая и до июля. Ирисы отличаются высокой зимостойкостью, к почве неприхотливы, но не переносят сильно увлажнённой почвы, поэтому их лучше высаживать на склонах. Цветы выращивают на одном месте до семи лет.Цветы ириса известны человеку с древнейших времён. На острове Крит на фреске, которая находилась на стене Кносского дворца, изображен жрец, окружённый цветущими ирисами. Этой фреске около 4 000 лет. В Своё имя цветок получил в древней Греции по имени богини Ириды, которая как посланница богов сходила по радуге на землю, поэтому слово «Ирис» в переводе с греческого означает радуга. Название этому цветку дал Гиппократ, греческий врач (около IV века до н. э.) Карл Линней, который предложил единую систему научных названий растений, сохранил за ирисом его древнее имя. В России слово «Ирис» появилось как ботаническое название растений во второй половине XIX века, а до этого периода пользовались народным названием «касатик» (листья как коса), украинцы называют ирисы «петушок» — «півник». У славянских народов широко использовалась радужная гамма цветов и оттенков и причудливые формы соцветия ирисов. Их можно было видеть в изделиях народных промыслов, в тканях, а также в украшении быта: роспись жилища, утвари, одежды (в орнаменте рубах, сарафанов, рушников, шалей и полушалков). В Болгарии, Сербии и Хорватии ирис называется Перуника — в честь славянского бога Перун.Растение содержат монотерпеновый кетон ирон, органические кислоты (миристиновая, ундециловая, тридециловая, бензойная), альдегиды (дециловый, нониловый и бензойный); гликозид иридин, крахмал (до 60 %), дубильные вещества. Листья богаты аскорбиновой кислотой. Корневища ириса используется в медицине как потогонное, отхаркивающее и слабительное средство (фиалковый корень, касатик).В ароматерапии «ирисовый корень» и абсолю ириса используются как успокаивающее средство, но редко — из-за высокой цены.Размолотые в муку корни ириса могут добавляться в кондитерские изделия, используются как ароматизаторы, в небольших количествах входят в состав специй. В Армении из лепестков варят варенье.Ирис — распространённое декоративное растение.Ценное эфирное (ирисовое) масло, получаемое из цветков, идёт на производство парфюмерной продукции высшего качества. Масло очень дорого, поэтому заменяется синтетическим ироном и другими ароматизаторами.ногие ирисы в природе легко скрещиваются между собой, поэтому в короткий срок, в принципе, можно добиться значительных результатов в создании новых культиваров. Если в 1840 году в каталоге Лемана было всего 100 сортов, то сейчас их в мире насчитывается несколько десятков тысячИрис сорта «Rimfire» в иридарии Санкт-Петербургского ботанического садаЦветки ирисов отличаются большим разнообразием пропорций и размеров, а также — взаимным расположением верхних и нижних долей. Ирисоводами предложены различные классификационные системы садовых ирисов. По одной из них — действующей в Российском Обществе Ириса — все садовые ирисы разделены на следующие 15 классов.


В Турции впервые стали заниматься селекцией этих растений. К XVI веку было известно уже около 300 сортов тюльпанов. Европейцы впервые познакомились с тюльпаном в Византии, там и до сих пор тюльпан — один из символов преемницы Византийской империи — Турции.Первые сведения о тюльпанах мы встречаем в Персии. Среди таджиков, чей язык относится к иранской группе, существует ежегодный праздник тюльпанов Сайри лола. Теперь трудно установить, какие виды явились предками первых окультуренных растений, но возможно, это были дикорастущие тюльпаны Геснера (Tulipa gesneriana) и Шренка (Tulipa schrenkii), распространённые в Малой и Средней Азии. Из Персии тюльпаны попали в Турцию, где их называли «лале» (тур. Lale). Имя Лале до сих пор является самым популярным женским именем в странах Востока.В 1554 году посланник австрийского императора в Турции Огье де Бюсбек отправил большую партию луковиц и семян тюльпанов в Вену. Сначала они выращивались в Венском саду лекарственных растений, директором которого был профессор ботаники Шарль де ль ЭклюзЗанимаясь селекцией, Эклюз рассылал семена и луковицы всем своим друзьям и знакомым. В 60-е годы XVI века торговци и купцы завезли их в Австрию, Францию, Германию. С этого времени началось триумфальное завоевание тюльпанами Европы. Первоначально тюльпаны разводили при королевских дворах, они стали символом богатства и знатности, их начали коллекционировать. Страстными любителями тюльпанов были Ришелье, Вольтер, австрийский император Франц II, французский король Людовик XVIII.В Голландии первые экземпляры Tulipa gesneriana появились в 1570 году, когда Эклюз по приглашению приехал работать в Голландиию и вместе с другими растениями захватил луковицы тюльпанов.В природе насчитывается до 140 видов тюльпанов. Родина большинства из них — Средняя Азия, её засушливые и горные районы: степи, песчаные и каменистые пустыни. Здесь произрастает более 100 видов.Это послужило началом безумного увлечения тюльпанами целого народа, известного под именем тюльпаномании. За редкие экземпляры этого цветка платили от 2 000 до 4 000 флоринов; существует рассказ об одном экземпляре, за который покупатель отдал целую пивную в 30 000 флоринов. Цены устанавливались на гарлемской бирже, где тюльпаны стали предметом спекуляции. В начале XVI века в течение трёх лет совершено было сделок на тюльпаны более чем на 10 млн. флоринов. Mнoгиe промышленники бросали своё производство и брались за разведение тюльпанов.В результате происходили крахи, гибли состояния, и правительство вынуждено было принять меры против этой мании. И в обществе неумеренное увлечение породило реакцию: явились лица, не переносившие равнодушно вида тюльпанов и истреблявшие их беспощадно. Окончательно прекратилась эта мания, когда стали распространяться английские сады и разные новые цветы.Дикорастущие тюльпаны встречаются в природе в Белоруссии, России (Астраханская область, Калмыкия, Ростовская и Воронежская области), Казахстане (южные регионы). Значительное количество видов произрастает на территории Ирана, Турции, на севере Индии. Род подразделяется на два подрода, Eutulipa и Orithyia. В настоящее время известно довольно большое количество разновидностей, форм и помесей.


Образ розы многозначен: она является символом красоты, совершенства, радости, любви, блаженства, гордости, мудрости, тишины, тайны. С нею связываются образы мистического центра, сердца, рая, возлюбленной, Венеры, красавицы, католической церкви, Богоматери.
Преимущественно роза выступает как символ любви и радости (хотя одновременно в ряде традиций она стала цветком траура и связывалась с подземным царством). Важную роль в символике розы играет ее цвет, форма и количество лепестков. Голубая роза является символом невозможного. Стилизованный круглый цветок может быть уподоблен мандале. Роза с семью лепестками воплощает символику септады (т. е. совокупности семи элементов); с восемью лепестками — символизирует возрождение.
Культ розы сложился на Востоке, где она считалась символом любви; в поэзии нашла распространение тема любви розы и соловья. При этом в суфизме соловей символизировал душу (в соответствии с общей символикой птиц), а красная роза — совершенную красоту Аллаха. В страны Средиземноморья роза была занесена в период античности, и уже Гомер воспевал ее как королеву цветов. Роза стала атрибутом богини Афродиты; по одной из легенд, она произошла из капли ее крови. За розой закрепилось значение символа любви, красоты.
В эпоху средневековья образ розы утверждается и в европейской символике. В христианстве роза выступает символом чистоты и святости. Особой значимостью наделяется наличие у розы шипов — этим акцентируется представление о неизбежной расплате за грехи («нет розы без шипов»); также шипы выступают аллюзией мученичества (поскольку они соотносились с терновым венцом Христа). Красный цвет розы — кровь Христа, пролитая им на кресте У Данте роза наделяется мистическим смыслом, как образ рая и высшего блаженства праведников В католической традиции это символ Богоматери: белая роза — символ девственности, духовности, мысли; красная — земного мира, желания, страсти и в то же время милосердия. «Золотая роза» стала знаком отличия, наградой Ватикана, которым Папы отмечают католических монархов за услуги церкви. В протестантских странах роза получила иное значение и стала символом тайны, знаком тайных обществ (отсюда выражение «остаться под розой», то есть сохранить в тайне).
В то же время в средневековой и более поздней светской литературе за розой закрепляется значение символа земной «страсти нежной». В целом роза как образ божественного совершенства и гармонии может быть сопоставлена с лотосом в символической традиции Востока
В фольклоре и литературе розы нередко связываются с наделенными волшебной силой персонажами (феями, например, хозяйка чудесного цветника в сказке Андерсена «Снежная королева», фея Розенгрюншен у Гофмана в «Крошке Цахесе»; магами и алхимиками — таков творящий розу Парацельс в новелле Борхеса).


В условиях естественного обитания рацион питания слонов напрямую зависит от региона их обитания. Слоны, живущие на юге Индии, к примеру, любят жевать листву фикуса, слоны же, обитающие в Зимбабве, потребляют совсем другие растения. Источник пищи слонов меняется также в зависимости от сезонов засухи или дождей. Вообще же в рацион этих животных входят листья, кора и плоды различных деревьев, трава, которая удовлетворяет их потребность в минералах.Основной пищей для слонов в неволе служат трава и сено. Любимым лакомством слонов служат различные сладкие плоды, такие как яблоки и бананы. Из овощей слоны любят морковь. Также большой популярностью пользуются печенье и хлеб. Слоны, как и люди, любят конфеты различных сортов. И также как у людей, у слонов есть риск переедания сладкого. Как следствие у животного появляются проблемы со здоровьем. Слон толстеет, его поведение становится неестественным: животное ходит вдоль ограды, пошатываясь, ожидая прихода посетителей с долгожданными конфетамиЗа один день слон потребляет около 300 кг листьев и травы, содержащих высокий процент влаги. Это касается слонов, живущих на свободе. В неволе взрослый слон съедает около 30 кг сена, 10 кг овощей, 10 кг хлеба. В зависимости от температуры воздуха, слон выпивает от 100 до 300 литров воды за один день.Слоны были приручены и стали использоваться в военных целях впервые в Индии (широко известен факт столкновения войска Александра Македонского с боевыми слонами именно там). Позднее слоны применялись как в войске Александра, так и в эллинистических государствах. Стоит заметить, что в бою слоны эффективны преимущественно в качестве устрашения противника, не знакомого со слонами, поскольку противник, хорошо знакомый с ними, мог эффективно им противодействовать. К тому же слоны в пылу битвы порой переставали различать своих и чужих.В США цирковая слониха Топси была приговорена к смерти за убийство троих человек и 4 января 1903 г. казнена с помощью электрического тока, а 13 сентября 1916 г. в штате Теннесси слониху по имени Большая Мэри, задавившую нескольких человек, казнили без суда через повешенье.Легенда о «четырёх коленях слона» не соответствует истине.Самый большой официально «зарегистрированный» слон весил 12 тонн.
Слон очень хорошо плавает.Обычно слоны передвигаются со скоростью 2–6 км/ч, но на короткое время могут развивать скорость до 35–40 км/ч.Спят слоны стоя, собравшись вместе в плотную группу; только детёныши ложатся на бок на землю.