воскресенье, 17 апреля 2011 г.
Вербное воскресение
Вербное воскресение. Этот праздник имеет и второе церковное название - Вход Господень в Иерусалим. Считается одним из важнейших праздников христианства и относится к числу двунадесятых праздников.
Вербное воскресение - это канун так называемой страстной недели, которая непосредственно примыкает к празднику Пасхи. Поэтому, как и главнейший христианский празник, не имеет твердой календарной даты.
Материалом для евангельских рассаказов о входе Иисуса Христа в Иерусалим послужили повествования Ветхого Завата об ожидаемом пришествии на землю "мессии" для спасения еврейского народа от иноземного ига. Причем по представлениям древних иудеев первых христан мессия - спаситель дважды должен являться в мир: в первый раз - мирным мессией (поэтому и прибывает в Иерусалим на мирном животном осле), во второй - появится в облаках в виде грозного воителя для сражения с сатаной и его полчищами, победив которых будет вершить свой суд ("страшный суд") над грешниками и установит свое вечное царство блаженства для праведников.
Праздник "Входа Господня в Иерусалим", рассматриваемой церквью как торжественное явление долгожданной мессии, как апофеоз всей христианской истории и одновременно напоминание о крестном пути И исуса Христа "на добровольные страдания и смерть ради нашего спасения", появляется не позднее IV века. На Русь праздник приходит вместе с христианством. Вербным воскресением он называется потому, что в церковных обрядах этого праздника верба играет видную роль.
По церковной версии, когда Иисус Христос въезжал в Иерусалим, ликующий народ устилал его путь одеждами и срезанными с деревьев пальмовыми ветками, которые считались символом жизни, радости, спасения. На Руси пальмы не растут и для символического христианского обряда в русском православии была выбрана верба. В наших краях она раньше других деревьев покрывалась зеленью. Поэтому еще задолго до принятия христианства в народе верба считалась священным деревом, а ее веткам, "барашкам" приписывалась магическая сила, способная охранять людей от любых напастей и излечивать от болезней, оплодотворять землю, повышать урожайность, ограждать скот от падежа.
Внешними особенностями праздника "Входа Господня в Иерусалим" является освещение верб и раздача их молящимся. Это должно было напоминать верующим об обстоятельствах прибытия Иисуса Христа в Иерусалим и вместе с тем служить символом пробуждения человека после смерти подобно пробуждающейся природе, после долгого зимнего сна. Уже в допетровской Руси празднование начиналось на Кремлевской площади пышным шествием, затем начинался общий трезвон по всей Москве. Примечательно, что торжественный крестный ход заканчивался раздачей верб.Евангельское повествование о всеобщем признании Иисуса Христа Мессией в последнее воскресенье перед Пасхой в русском народном сознании переплелось с древними языческими представлениями о символе пробуждающейся весны – вербе. В православной традиции верба отождествлялась с пальмовыми ветвями, которыми приветствовал Иисуса Христа народ Иерусалима, и считалась символом Его победы. В субботу перед Вербным воскресеньем ветви вербы приносили в церковь, там они освящались церковнослужителями.
Осмысление вербы как символа победы Иисуса было особенно зрелищно в торжественных средневековых шествиях, имитировавших Вход Господень в Иерусалим. Их подробное описание оставили для нас иностранные дипломаты, ученые, купцы, посещавшие Московию в XVI – XVII вв.
Немецкий ученый и дипломат Адам Олеарий дал описание этого празднества, проходившего в конце 30-х гг. XVII в. Главными действующими лицами были царь и Патриарх в окружении священников в белых ризах, с крестами и хоругвями, дьяков, бояр, а зрителями – все жители.
Вербное воскресенье Москвы и окрестных деревень. После обедни В Успенском соборе из Спасских ворот Кремля по направлению к Покровскому собору Василия Блаженного шла торжественная процессия: впереди на широкой телеге везли высокое дерево, «на котором было нацеплено много яблоков, фиг и изюму»; на дереве сидели четыре мальчика в белых сорочках, певшие «Осанна!», затем шли священники, епископы, бояре. За ними ехал верхом на лошади Патриарх. По словам А. Олеария, «лошадь была покрыта сукном, ей были приделаны длинные уши для сходства С ОСЛОМ» (Олеарий 1906, 184).
Царь в парадной одежде в окружении знатнейших бояр вел лошадь Патриарха под уздцы. Патриарх благословлял народ, а пятьдесят мальчиков, одетых в красные одежды, снимали их с себя и расстилали по пути следования процессии. Все участники шествия размахивали бутафорскими пальмовыми ветвями и вербой; собравшиеся на площади зрители кричали «Осанна!» и бросали вербу под ноги идущим. Перед входом в собор Патриарх вручал царю вербу как знак победы и власти.
Свидетели утверждали, что такие шествия проводились не только в Москве, но и в других местностях России, только на лошади сидел епископ, а под уздцы ее вел местный воевода «Шествие на ослята», как называли все это действо русские люди, к концу XVII в. изжило себя, но Дворцовая контора заготавливала вербы к Вербному воскресенью вплоть до середины XVIII в. В народном сознании верба олицетворяла здоровье, жизненную силу, плодородие и плодоношение. Существует легенда о том, что верба когда-то была женщиной, у которой было много красивых, сильных, здоровых детей. Но, как всякая женщина, она любила похвалиться своим потомством, и однажды она неосторожно сказала, что ее плодовитость выше, чем плодовитость Матери-Земли. Рассерженная Мать-Земля превратила ее в вербу с огромным количеством детей – пушистых почек, распускающихся ранней весной, когда другие деревья еще находятся в зимней спячке.
Русские старались передать животворящую силу вербы людям, полям и животным. Так, в некоторых губерниях в Вербное воскресенье пекли из ржаного теста шарики с почками вербы внутри. Шарики скармливали овцам, чтобы они были плодовиты, ягнятам, чтобы они набирались силы. Шариками из теста угощали друг друга, чтобы быть здоровыми. Женщины, желавшие иметь детей, должны были проглотить несколько почек вербы, освященной в церкви.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий